Состоялась втреча с протоиереем Андреем Ткачевым

встреча (2)Как сказал когда-то Соломон, все уже написано и давно известно, однако, несмотря на это, протоиерей Андрей Ткачёв, встреча с которым состоялась в минувшее воскресенье в храме Рождества Пресвятой Богородицы с.Тимашово, не останавливается и не боится повторить ранее сказанное. Он служит, пишет книги и активно проповедует, обращаясь к сердцу современного человека и пытаясь познать его. И сердца около четырехсот собравшихся в нашем храме прихожан в дождливый вечер были согреты теплым словом добра и духовной мудрости отца Андрея.   

Фрагменты беседы

О милостыни

Очень часто люди бывают бедными именно потому, что никому не помогают, вот Бог им и не дает. Бывает такая душевная зажатость: человек зажимает свой кулачок, становится глухим на слово «дай», слышит только «на». Или говорят: «Мы простые люди, пусть бедным помогают те, у кого свои яхты, самолеты, а с нас нечего взять». Может быть и так, только не нашего ума это дело. Наше дело – наша маленькая жизнь с ее кругом обязанностей. И неважно, сколько у тебя есть. Делиться должны все, и бедные тоже: вдовица евангельская, положившая две лепты в церковную казну, больше всех положила. Сколько можешь, столько и дай, но давать обязан. Даже бомжи должны помогать друг другу. Где-то слышал недавно такую историю: по электричке шел мужик (по нему видно, что давно употребляет) и говорит: «Дайте на водку!», то есть он честно обещает: «Пропью». В вагоне сидит хорошо одетый человек, который взрывается гневной эмоцией: «Да надоело, я может быть, тоже нуждаюсь! У меня семья, дети, я работаю на двух работах, мне вечно денег не хватает, а я вообще к водке не притрагиваюсь. Это же несправедливо!». Ну и шум поднялся в вагоне. Вдруг человек, который собирает, подходит к нему и протягивает мятые бумажки со словами: «Добрый человек, возьми, пожалуйста, что я насобирал, тебе точно надо, а мне еще дадут». Потом они вместе вышли в тамбур и стояли там долго, и мужик, который был хорошо одет, даже расплакался в конце. Благодать Божия действует так, что случаются вещи неожиданные и по-своему красивые.

О мелочи и мелочах

Есть такое понятие «случайные копейки». Этих случайных денег, если присмотреться, может быть очень много. Один таксист мне как-то рассказал, что в начале каждого учебного года он закатывает пустую трехлитровую банку, а потом кидает туда мелочь – пять, семь, десять рублей. К концу учебного года оказывается, что собранной суммы на половину отпуска хватает. Курочка по зернышку клюет! Это все мелочи неучтенные, а очень многое складывается из мелочей. Вот, например, что такое пицца? Пицца – это еда бедняков, когда в доме вроде бы и нет ничего, но вся семья сыта. Если есть мука, и хозяйка может замесить тесто, если в холодильнике завалялся кусок колбасы и сыра (а маслины в Италии даже искать не надо), то семья голодной не останется. Если таким малым не пренебрегать, то маленькое становится источником большого. Голь на

выдумки хитра. Или еще пример. Есть такое дорогущее блюдо – фондю. А ведь это пища пастухов. Когда они уходили в горы, то брали с собой баклажку с вином, хлеб и сыр. Со временем хлеб черствел, сыр засыхал, и пастухи растапливали в котелке вино и сыр, макали туда сухари и ели. Так из ерунды люди начинают какие-то новые виды деятельности! Есть и духовные законы: пренебрегаешь малым, большого не получишь. Мы можем жаловаться всю жизнь: и то нам плохо, и это, а если мы готовим пищу на всю семью, не доедаем ее и выбрасываем, разве мы не согрешаем в этом?!

Каждый человек может немножко накапливать для каких-то нужд те самые бесхозные копейки, которые через недели и месяцы превращаются в серьезные рубли. Только нужно найти им правильное применение. У Златоуста есть даже такое понятие «святые деньги»: от заработанного какую-то часть нужно отделить, и это будут «святые деньги» – пусть лежат, и ты к ним не прикасайся. И на себя их не трать. Потом Бог скажет, кому их дать, кому нужно помочь. Есть вещи, в которых мы обязательно должны помогать друг другу. Вот, например, смерть. Это же не просто двери в вечность, это же великая беда для тех, кто остался жить. Надо всем миром сбегаться на помощь близким: один будет Псалтирь читать, другая – столы накрывать на поминки, третий – заниматься оформлением каких-то документов… Ведь если умер кто-то из родных, человек не знает, как дальше жить, у него руки опускаются, а там столько суеты вокруг, нужно всем сбежаться и помочь, кто чем может…

О воспитании

Какая может быть мотивация к учебе у подростка? Если это будущий Чайковский, то он будет играть на пианино, даже если вы будете говорить, чтобы не играл. А если это обычный парень, то тут сложнее… Работоспособность в людях падает. Учеба – это большой и, к сожалению, единственный труд, который сегодня вменяется в обязанность детям. Учиться, по идее, надо заслужить. То, что у нас все учатся, это, конечно, хорошо, но ведь есть такие дети, которые хотели бы учиться, но вынуждены работать – разносить почту, мыть окна, чистить ботинки, – потому что дома у них еще пять-семь братишек… А у нас учатся, учатся, и больше никто от них ничего не требует, а надо требовать, чтобы наводили порядок в своей комнате, чтобы помогали в ежесубботней уборке родителям, чтобы работали с лопатами на огороде или с гаечным ключом в гараже, то есть, мало того, чтобы учился, надо еще приучать его к труду и порядку. А у нас как? «Деточка моя, лялечка моя, ты только учись, только учись!». А он паразитом вырастает: и не учится, и не работает, и не знаешь, что с ним делать… На самом деле компьютерная эра настолько поглотила человеческое сознание, что даже взрослый человек, обладающей полнотой

волевых навыков, не может без телевизора и гаджетов, а что говорить про этих «щеглов», у которых нет никакого жизненного опыта, и нужда их не заставляет трудиться?! И мы сами создаем им комфортные условия. Тот комфорт, который папа и мама устраивают ребенку, – это среда разложения. Нужно, чтобы дети понимали, что их оценки – это не уровень их знаний, это уровень их ответственности и работоспособности. Твои двойки и тройки не означают, что ты дурак, это значит, что ты лодырь и безответственный человек! Может быть, ты очень умный, но ты лодырь, а это хуже. Когда человек умный и лодырь – это хуже, чем когда он трудолюбивый, но простачок, которому не дается, а он хочет учиться.

Мы сами несем полноту ответственности за безалаберность и лень наших детей, и нечего здесь сюсюкаться лишний раз и не надо искать причину где-то на стороне, что дети не хотят ни учиться, ни трудиться. Должна быть горячая душа и желание. Нужно спортом заниматься, подросток должен быть полезно занят. Он должен быть трудолюбив и усидчив, а это – воспитуемые качества, поэтому, пожалуйста, заставляйте их учиться и работать, и плевать на пятерки! Не надо ходить с конфетами и шампанским к учителям, чтобы поставили хорошие оценки и выдали хороший аттестат. Вам нужно, чтобы человек был человеком, а все эти уловки – это чисто родительские интриги, это неправильная любовь, которая развращает человека и портит его. Ведь прежде с малых лет дети ходили за плугом… А мягкость и чрезмерная щепетильность в отношении к детям – это лишнее. Дети должны трудиться, и знаний лишних не бывает, нужно пробовать ходить в разные секции и кружки, нужно искать, где у ребенка загорятся глаза. Это очень важно – искать, помочь ему понять, к чему он тянется.

Нет ничего страшнее, чем дожить до старости с безалаберными детьми: они привыкли, что мы сильные, а они маленькие, и им все можно, а мы ишачим и приносим им в клюве: «На миленький!». Как раньше люди жили без пенсий? Кто кормил старика, который уже не мог держать в руках лопату? Старики кормились из рук тех, кого родили. И смотреть надо на своих чад с вопросом: а я из их рук поем что-нибудь на старости лет? Или я и с пенсии буду его кормить, а это уже какое-то извращение. Слава Богу, что пенсии есть, хоть маленькие, но есть. Воспитание детей – это стратегия выживания для взрослых поколений. Как ты его воспитаешь, так и будет.

О венчании

Как я отношусь к тому, что венчаются люди, давно живущие в браке? Я отношусь к этому очень хорошо. Я даже отношусь к этому лучше, чем к браку молодых людей, потому что если мужчина и женщина прожили вместе 15–20 лет и не бросили друг друга,

то за это время в их жизни произошло очень многое. Они уже побили горшки сто раз, успели и поссориться, и помириться. Все уже было в их жизни: испытания, ссоры, трудности, и вот если они придут и скажут: «Мы хотим венчаться», я скажу: «Слава тебе, Господи! Я так рад! Наконец-то поумнели, повзрослели. Давайте будем венчаться! А у вас дети есть?» «Есть». Так это еще лучше! Ваши дети теперь будут в законном христианском браке. А если какой-то восьмидесятилетний дед захочет венчаться, то это драгоценный дед и драгоценная бабушка! Нужно, чтобы они привели в храм на венчание всех детей и внуков, и это будет огромный семейный праздник, это будет трогательное богослужение, в котором ты будешь видеть и корни, и ствол, и ветки, и листья, и яблоки. Все вместе. Это уже не им нужно, это уже нужно их потомству.

А когда молодые венчаются, я боюсь, особенно если я их не знаю. Приходят, держась за ручки, видно, что у них романтический период, и они друг без друга дышать не могут. Если я им скажу: «Прекрасно, это будет стоить три тысячи рублей, приходите завтра», то я совершу преступление. Я вообще не знаю, кто они такие, а вдруг они потом через неделю жить не будут вместе?! Венчание для чего нужно? Это чтобы двоих слепить воедино по образу Христа и церкви. Если один из них неверующий, то какое может быть венчание?! Или спрашиваю: «А где вы работаете, дети»? «Пока нигде». «А на что же вы будете жить?»… «Сколько вам лет?». «Двадцать минуло». «А родители знают, что вы собрались венчаться?». «Нет, мы сначала к вам пришли». Ну куда с такой сыростью венчаться?!

О соборности

В чем польза таких собраний? Нам нужно, чтобы нас было много. Конечно, когда мы собираемся на богослужение – это самое лучшее, но такие встречи тоже очень важны. Когда нас мало, нас не слышно. Если нас будет много, власть не сможет нас не замечать. Допустим, губернатору Калужской области приходит обращение от православных активистов. Губернатор инкогнито обходит храмы. В одном – два человека, в другом – пять, в третьем – десять, и губернатор говорит: «Вот это что ли православные активисты, которых кот наплакал? Я даже их бумажки читать не стану!». Другая ситуация: приходит в один храм – битком: поют, читают, молятся. В другой заходит – битком, дети на площадке играют, священник служит; в третьем, четвертом храме – такая же картина. Потом православные еще крестный ход устроили, а там тридцать тысяч человек – а это уже сила! Если они прислали какую-то бумагу, просьбу, ходатайство, то от нее уже не отмахнуться. Те, кто добиваются проведения гей-парадов, говорят: «Посмотрите, как нас много, вы не можете игнорировать наше мнение, мы ваши избиратели, мы ваши

налогоплательщики!». А когда мы говорим власти: «Запрещайте аборты», нас спрашивают: «Это кто сказал?!» «Мы православные». «А где вы, православные?» Чтобы подать петицию о запрете абортов, требуется собрать один миллион подписей, сто тысяч будет мало, потому что население страны сто пятьдесят миллионов, и требуется, чтобы подписалась хотя бы десятая часть населения. Для нас первая задача, чтобы нас было много, иначе любая активность будет просто бесполезна.

О любви

Как научится любить людей? Это очень большой вопрос. Целые книжки пишутся на эту тему. Для того чтобы научиться любить людей, надо сначала упражняться в любви к Богу. Эти заповеди взаимосвязаны между собой. И Господь сам сказал, какая из них главная: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей – возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39). Поэтому человек, который хочет любить людей, но при этом холоден к Богу, это человек, который ничего не достиг. Если ты любишь людей, почему ты не любишь самого лучшего Человека, который был распят? Научись любить Его, послушай, что Он говорил, походи за Ним, полюби Его маму, послушай, что Его ученики говорили. Человек должен сначала полюбить Бога, а потом это даст силы сначала терпеть и уважать людей, потом прощать их, помогать им (даже если им не хочется помогать), и только потом – любить. Например, медсестра, не хочет перевязывать гнойную рану, но делает это. Любовь это или нет? Это любовь, но еще не совершенная. Работа сделана, помощь оказана, но в сердце любви еще нет. Но это уже путь. Почему лучшие сестры милосердия – это монахини? Кто молится, тот и поможет, тот не погнушается грязью человеческой, им Бог силу даст.

Сначала – Бог, потом люди, иначе невозможно. Без помощи Божией людей полюбить невозможно. Поэтому начинайте с главного – любите самого лучшего Человека. Апостол Павел так и говорит: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (Тим. 2:5). Этими словами он подчеркивает, что Господь был совершенным Человеком, настоящим Человеком, без изъятий. Он Бог, но он настоящий Человек. Его нужно полюбить. Это, собственно, и есть наша задача.

Почему я говорю, что начинать нужно с маленького? Не включать музыку, когда люди уже спят за стенкой – это значит любить людей. Если маленький ребенок у соседей спит – не стучать молотком, это тоже – любить людей. Объехать на машине лужу, чтобы не забрызгать прохожих, это тоже значит любить людей. Вся жизнь ведь состоит из таких

мелочей. По сути, нужно просто думать о других людях. Просто думать. Когда человек красит лавку или забор, должен ли он вешать предупреждение «Окрашено»? Зачем? Он ведь сам знает, что окрашено, но он должен сделать это из заботы о других людях. Это элементарные вещи, в которых присутствует, по сути, та же любовь, просто в маленьких дозах. Поздороваться, не нагрубить, вежливо ответить. С этого надо начинать, и это все очень просто.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *